Организация образовательной среды
для дошкольников

Рассказываем о главных принципах и приводим наглядные примеры
Close
Оставьте свои данные, и мы вам перезвоним
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы и не передаём ваши данные третьим лицам.
Мы представляем себе детский садик как место, которое не хочется покидать.

Чтобы получился такой эффект, блестящего педагогического состава может быть недостаточно — тогда воспитателям понадобится поддержка от самого помещения детской группы. Современное образовательное пространство дошкольных учреждений должно быть не только комфортным для длительного пребывания, но и развивающим, помогающим детям расти инициативными, самостоятельными, активными, творческими, думающими.

За последние годы образовательная среда столичных садиков существенно изменилась: пространство планируется с учётом зонирования, трансформации, полифункциональности, мобильности. Об этих и других принципах организации развивающей среды дошкольников и пойдёт речь ниже.
1.
Зонирование
Зачем нужно разделять пространство на зоны?
ФГОС гласит, что в числе главных принципов дошкольного образования выделяют:
«построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка; при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» …и «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».
ФГОС ДО, П. 1.3, 1.4, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
Другими словами, каждый ребёнок должен иметь возможность самостоятельно выбрать себе занятие и при этом не мешать своим сверстникам.
Для этого в пространстве детской группы необходимо выделять разные центры активности: для спокойных и подвижных игр, занятий творчеством, обучения, чтения книг и т. д.
Возможность выбрать в группе интересное дело является залогом становления инициативности и самостоятельности у ребёнка.
Схема зонированного пространства дошкольной группы
зоны в детском саду по фгос фото
Функции зон
Библиотека
для подготовки детей к освоению грамоты, формирования интереса к книге, как источнику знаний, обогащения активного и пассивного лексического запаса
Центр двигательной активности
для развития крупной моторики, навыков грамотного использования спортивного оборудования, формирование осознанного отношения к здоровью
Полифункциональный центр
подиумы вместо стационарных кроватей в спальном помещении позволяют использовать пространство группы в целях развития детей
Центр игровой деятельности
для поддержки игровой инициативы, освоения общественных норм и социальных ролей, развития эмоционального интеллекта
Центр конструирования
для формирования умений планирования и самостоятельной реализации замысла, публичной защиты проекта, развития воображения, креативности, нестандартного подхода к решению задач
Центр исследования
для развития познавательной активности, формирования научной картины мира и обогащения представлений о причинно-следственных связях
Центр математики и программирования
для развития мышления, памяти, внимания, формирования алгоритмического мышления, владения навыками элементарного программирования
Центр художественного творчества
для повышения самооценки детей, развития творческих способностей, воображения, креативности, эмоционального интеллекта, формирования эстетического отношения к окружающему миру
2.
Трансформируемость
ФГОС дошкольного образования подчёркивает, что «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной…
…Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей»
.
ФГОС ДО, П. 3.3.4, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
Каким образом пространство может трансформироваться?
Основными элементами трансформируемого пространства являются мобильная мебель и полифункциональные подиумы. Вся мебель передвигается с помощью колёс и при ненадобности занимает минимум места за счёт компактной структуры: стулья, столы и тумбы буквально накладываются друг на друга.
3.

Нейтральный цвет мебели

Почему это важно для полноценного развития ребёнка?
Неброский цвет мебели позволяет создать пространство, наполненное воздухом, и становится фоном для детских работ: именно они станут акцентными элементами в группе. Очень важно, чтобы дети имели возможность демонстрировать все свои работы и поделки, поскольку для дошкольников это является доказательством их состоятельности.

Также нейтральный цвет стен и мебели позволяет организовать образовательную среду с большей гибкостью и трансформируемостью для разных игр. В этом случае за счёт игровых аксессуаров пространство группы может преображаться и каждый раз выглядеть оригинально.
4.
Полифункциональность
Этот же принцип прописан во ФГОСе ДО: «Требования к предметно-пространственной среде… …Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности»
.
ФГОС ДО, П. 3.3.4, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
Мы уже упоминали, что практически вся мебель в наших дизайн-проектах мобильная, т. е. её можно передвигать в зависимости от потребностей. Этой способностью также обладают тумбы и небольшие стеллажи для хранения образовательных материалов: они являются частью общего группового пространства, что предоставляет детям больше возможностей для игр и других видов деятельности. Кроме того, тумбы тоже могут встраиваться в детскую игру и превращаться во что угодно — по замыслу детей.

Подобными свойствами обладают и подиумы, размещённые вместо стационарных кроватей. Благодаря им спальня перестаёт быть закрытым помещением, куда дети могут попасть только во время сна, а становится открытой частью группы. Также подиумы предоставляют воспитателям дополнительные возможности для организации образовательной деятельности.
5.

Интерактивность поверхностей

Этот принцип организации среды для дошкольников является, пожалуй, самым любимым у детей.
Как уже было сказано, ФГОС ДО предписывает организовывать предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении, предоставляя каждому ребёнку равные возможности для всестороннего развития.
Так называемые интерактивная стенды или стены — это зоны для воспитания художественно-эстетического вкуса, познавательного развития и вырабатывания социально-коммуникативных навыков у ребёнка. Кроме того, эти поверхности представляют собой инструмент, который позволяет изменить предметную среду детской группы, т. е. являются средством трансформации пространства.
  • Вопрос:
    Как может выглядеть интерактивная поверхность?
    Ответ:
    Наша студия чаще всего использует в этой роли магнитно-маркерные и магнитно-грифельные покрытия. Они обладают комбинированными свойствами и различной функциональностью: на них можно рисовать, писать, крепить детские работы или учебные пособия.

    Среди главных достоинств таких покрытий можно выделить:
    — устойчивость к механическому воздействию;
    — влагостойкость (рисунки можно стирать влажной губкой);
    — безопасность (не содержат токсичных веществ, не имеют едкого запаха).
  • Вопрос:
    Где может располагаться интерактивная поверхность?
    Ответ:
    Практически в любом месте дошкольной группы: на капитальных стенах, спинках кроватей или подиумов, стенках мебели, ширмах, перегородках, столешницах — всё зависит от конфигурации группы, возможностей и желания педагогов, дошкольников и их родителей.
6.
Выстраивание диалога с пространством
В условиях, когда ребёнок проводит в группе детского сада значительную часть времени, предметно-пространственная среда влияет на его умственное, эмоциональное, социальное и физическое развитие. Организация пространства должна способствовать не только творческой активности детей, но и социальному взаимодействию: между детьми, взрослыми и детьми, педагогами и родителями. Другими словами, образовательная среда должна подталкивать к диалогу и участвовать в обучении.
Каким образом пространство становится педагогом?
Стены перестают быть безликим фоном и становятся участниками образовательного процесса. Добиться этого можно нанесении на стены следующих компонентов:

•изображения знакомых персонажей — герои мультфильмов, сказок, известные образы и т. д.;
•обучающие элементы — буквы, цифры, ноты и т. п.;
•магнитные поверхности — для крепления различных пособий, детских работ, фотографий детей.

Персонажи на стенах должны не просто присутствовать, а подталкивать детей к приобретению новых навыков. К пример, изображённый герой мультфильма, который произносит какую-либо фразу, стимулирует дошкольников к изучению чтения и письма, т.к. демонстрирует функциональность текста — возможность передать и получить информацию.
Таким образом стена перестаёт быть просто частью здания и становится частью образовательного пространства.

Эта статья была Вам полезна?
Другие статьи