Школа № 1392

дизайн группы в детском саду

Проблема
недостаток свободного пространства, вызванный увеличением количества детей в дошкольной группе.
Задача
  • сформировать пространственно-предметную среду, способную с комфортом разместить всех детей дошкольного отделения;
  • организовать трансформируемое полифункциональное образовательное пространство группы, соответствующее принципам ФГОС ДО.
Решения
  • разместить в помещении группы кровати-подиумы для организации спальной и игровой зон;
  • использовать полифункциональную мобильную мебель нейтрального цвета;
  • увеличить подоконники и трансформировать их в стационарные рабочие места;
  • установить в зоне гардероба шкафчики с индивидуальными открытыми ячейками и тумбы для просушки обуви;
  • в качестве игрового центра использовать горку-скалодром с интерактивной грифельной поверхностью.
Посмотреть фото без описания
Фото до проектирования

Left
Right
Одним из основных решений по созданию трансформируемой среды стала замена стационарных кроватей на полифункциональную подиумную конструкцию. До проектирования спальная зона занимала практически 50% всей площади дошкольной группы, а применялась по назначению только 1−2 часа в день, во время тихого часа. Отказ от размещения кроватей и замена их на многофункциональный подиум позволили получить дополнительное полезное пространство, которое используется при организации различной деятельности, включая развивающую, рекреационную, игровую.

Жанна Савельева
Арт-директор

Преимущества подиумов
в детских садах

Использование всего пространства группы
Подиумы в спальной зоне вместо кроваток позволяет использовать всю площадь детской группы в течение всего дня, превращая спальню из закрытого помещения в доступное пространство.

В подиумную часть переносятся такие места, как уголок уединения, центр сюжетно-ролевой игры (театр), области для тихих игр и просмотра мультфильмов.
Несколько уровней для игры
Многоярусные подиумы дают детям возможность организовать разнообразные игры на каждом уровне конструкции: таким образом дошкольники самостоятельно выбирают род игровой деятельности и не мешают друг другу.
Импровизированная сцена
Одноуровневые подиумы можно использовать в качестве сцены, разыгрывая на них театральные представления, проводя репетиции или занятия в лекционном формате.
Игровая форма использования
В спальне с подиумами и выдвижными кроватями в игровой форме идет ротация за места наверху: дети с удовольствием меняются местами друг с другом раз в неделю.

Трансформируемое пространство

При разработке дизайна для детского садика мы столкнулись с такими трудностями как нехватка пространства для размещения всех образовательных центров в соответствии с ФГОС ДО, поскольку стационарная мебель занимала практически всю площадь группы. Даже после того, как мы заменили кроватки на подиумные конструкции, ощущался явный недостаток игрового пространства, так как обеденные столы занимали существенную площадь. Чтобы освободить полезное пространство и создать трансформируемую среду, мы использовали лёгкую мобильную мебель, которая занимает минимум места и очень удобна в использовании.
Екатерина Витютина
дизайнер
оформление игровой детского сада
В центре комнаты дизайнеры разместили столы-«матрешки» с телескопическими ножками, рассчитанные на детей разных возрастов. Эти столики можно использовать для питания, рисования и выполнения образовательной программы. Столы имеют разные размеры, снабжены колесиками для простоты перемещения и задвигаются один на другой: их можно поместить под подоконники, чтобы быстро освободить и использовать всё пространство в игровой.
Подоконники также используются в качестве рабочих поверхностей, для этого дизайнеры увеличили их в размерах. Подоконники можно использовать, например, в качестве стационарного места для хранения детских работ, в том числе многодневных построек и поделок.
Трансформируемое пространство создается также за счёт применения передвижных игровых центров/тумб и складируемых друг на друга стульчиков. Лёгкая мобильная мебель позволяет по-разному конфигурировать помещение в зависимости от текущих нужд образовательной программы, игровой деятельности детей и других задач. Вся мебель выполнена с учётом роста и сил дошкольников, поэтому дети могут самостоятельно формировать удобное пространство, встраивая предметы мебели в игровую и рекреационную деятельность. Такая возможность благоприятно сказывается на развитии инициативности, самостоятельности, крупной моторики и др.
Left
Right
Игровым центром группы является горка-скалодром, которая обеспечивает разнообразие двигательной активности у детей, помогает овладеть основными движениями в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, а также является инструментом для развития навыков безопасного и грамотного использования спортивного оборудования.
Двигательная активность — одно из ключевых занятий для дошкольников, поскольку она позволяет овладеть такими способностями как оценка своих умений, планирование последовательности действий, решение задач, достижение поставленных целей. Именно поэтому пространство детского садика должно быть подготовлено к активной деятельности.
Конструкция горки-скалодрома предусматривает место для хранения различных предметов (подушек, игрушек и т. д.): для этого в одной из сторон горки расположены открытые ниши. На другую стенку дизайнеры нанесли грифельную краску, благодаря чему дети могут реализовывать свой творческий потенциал в удобное для них время, параллельно развивая социально-коммуникативные навыки и познавательные способности.
Важным моментом в образовательном процессе дошкольника является возможность достичь эмоционального комфорта ребёнку, уставшему от общения со сверстниками: этого можно добиться, уединившись в передвижном домике с мягкими внутренними формами. В этом уголке уединения можно почитать, отдохнуть от игр и суеты, причём в домике необязательно находиться одному, в нём можно расположиться и вдвоём с другом.
Наталья Гаврикова, руководитель проекта

Зона гардероба

Индивидуальные закрытые шкафчики для раздевалки детского сада дизайнеры заменили на открытые конструкции с индивидуальными ячейками и лавочками. Такое решение не только освободило пространство в гардеробной комнате, но и решило проблему непросушенной после прогулок одежды.

Преимущества открытых конструкций:
Освобождение площади
Место, которое раньше занимали банкетки и стульчики, теперь можно использовать для переодевания
Просушивание одежды
На открытых вешалках одежда просушивается и проветривается после прогулок
Снижение травмоопасности
Отсутствие дверец у шкафчиков делает пространство более безопасным
шкафчики для раздевалок в детский сад
Ещё одним интересным решением является открытая тумба для просушки и проветривания детской обуви.

Арт-директор
Жанна Савельева
Дизайн и визуализация
Екатерина Витютина
Руководитель проекта
Наталья Гаврикова
права на полезную модель «Многофункциональный подиум для дошкольного учреждения», на изобретение «Многофункциональный подиум для дошкольного учреждения и его модуль» охраняются патентами № 149 030, 155 332, 2 625 087.
Made on
Tilda